Аннотация
Традиционно женщины оказываются недостаточно представленными в области образования и занятости в сфере STEM. Цель данного исследования заключается в гендерном анализе послевузовского STEM-образования в Казахстане и определению перспективных направлений по расширению участия женщин в данной сфере. Теоретико-методологической базой исследования послужили положения концепции либерального феминизма, направленные на оценку участия женщин на уровне магистратуры и докторантуры с использованием индекса гендерного паритета. Был использован сравнительный подход. Основной метод исследования – экономико-статистический анализ данных Бюро национальной статистики по распределению магистрантов и докторантов по классификации направлений подготовки и специальностям, дезагрегированных по полу, за период с 2019/2020 учебного года по 2023/2024 учебный год. Выявлено, что послевузовское STEM-образование в Казахстане характеризуется гендерным неравенством в пользу женщин по направлениям «Наука» и «Математика», в пользу мужчин – «Технологии» и «Инженерия». В постпандемийный период, в условиях ускоренной цифровизации, увеличилась численность магистрантов по этим направлениям, в то время как численность докторантов и число женщин среди поступающих и обучающихся на уровне послевузовского образования снизились. Были предложены рекомендации, направленные на устранение препятствий для женщин в STEM, а также создание условий, учитывающих гендерные потребности, и инклюзивной и поддерживающей среды, способствующей увеличению участия, профессиональному росту и успеху женщин в этих областях.
Ключевые слова
гендерное равенство, магистратура, докторантура, наука, технология, инженерия, математика