Аннотация
Данная статья исследует стратегии обучения и преподавания в контексте разновозрастного обучения в малокомплектных сельских школах (МКШ) в Казахстане. В рамках исследования представлен подробный анализ различных подходов и концепций обучения в практике развитых стран, с целью исследования эффективности разновозрастной дидактики в образовательных учреждениях с ограниченными ресурсами в разных экономических условиях. Статья выделяет несколько подходов к разновозрастному обучению, таких как основанные на выполнении заданий, дифференциации и индивидуализации, группированию, обучению с помощью сверстников и оцениванию. Авторы подчеркивают важность гибкой разновозрастной группировки, поддержки тьюторства и создания условий для обучения разновозрастных групп учащихся. Статья также обсуждает переносимость стратегий межвозрастного обучения в МКШ на другие формы гетерогенности, такие как классы с разнообразием или инклюзивностью. Учительские стратегии адаптирования и индивидуализации обучения обсуждаются в контексте разновозрастной дидактики. Исследование предлагает обновленную теорию адаптивного обучения и развития учителей в МКШ, основанную на разнообразных стратегиях и подходах к разновозрастному обучению. Оно акцентирует внимание на гибком применении общих принципов в различных учебных ситуациях и предлагает перспективные подходы для развития учителей и повышения эффективности образования в МКШ и аналогичных социально-экономических контекстах.
Ключевые слова
разновозрастное обучение, малокомплектные сельские школы, экономические условия, стратегии обучения, адаптивное обучение, дидактические подходы