Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения качества в системе высшего образования в Индии и Казахстане — странах с различными историко-культурными и институциональными условиями, но схожими стремлениями к модернизации и международной интеграции. Обеспечение качества выступает важнейшим механизмом, направленным на поддержание академических стандартов, укрепление институциональной ответственности и достижение устойчивого развития образовательной сферы. Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа подходов к обеспечению качества в системах высшего образования Индии и Казахстана, выявлении ключевых вызовов, с которыми сталкиваются эти страны, и определении эффективных стратегий адаптации. Методология исследования основана на аналитическом и сравнительном подходах с применением документального анализа нормативных актов, стратегических программ в сфере образования и аккредитационных практик. Оригинальность и ценность данного исследования заключаются в сопоставлении уникального опыта двух государств, что позволяет глубже понять трансформационные процессы в сфере обеспечения качества высшего образования в условиях глобализации. Результаты анализа показывают, что Индия сталкивается с такими трудностями, как институциональное разнообразие, неравномерность финансирования, регуляторная фрагментарность и нехватка квалифицированных преподавательских кадров. В ответ на эти вызовы страна реализует комплексную стратегию, включающую развитие аккредитационных структур и внедрение инновационных педагогических практик. Казахстан, в свою очередь, осуществляет масштабные реформы, направленные на приведение системы высшего образования к междуна- родным стандартам, несмотря на сохраняющиеся проблемы, связанные с первоначальным отсутствием устойчивой системы обеспечения качества и ограниченной вовлечённостью заинтересованных сторон. Активное международное сотрудничество, участие в глобальных аккредитационных инициативах и развитие партнёрств с зарубежными университетами становятся важными факторами повышения качества казахстанского образования. Сравнительный анализ показывает, что, несмотря на различия в контексте, обе страны демонстрируют стремление к внедрению эффективных и адаптивных стратегий обеспечения качества, направленных на повышение конкурентоспособности национальных систем высшего образования в глобальном образовательном пространстве.
Ключевые слова
обеспечение качества, высшее образование, Индия, Казахстан, процессы аккредитации, образовательная политика, непрерывное улучшение