Модель внешнего обеспечения качества: практика IAAR

ЖУМАГУЛОВА  А.Б.
к.ю.н., Генеральный директор IAAR

Повышение качества образования связано с глобальными изменениями интеграции в мировое образовательное пространство. Продвижение культуры качества высшего образования является основной целью современности. Приоритетная  задача страны — вывести казахстанское образование на уровень мировых образовательных лидеров. В Стратегии развития «Казахстан-2050»отмечается, что знания и профессиональные навыки сегодня становятся определяющими  ориентирами развития современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, а интеграция в международное образовательное пространство — вектором достижения высокого уровня мировых стандартов образования.

Главным трендом цифровой эпохи является открытость и непрерывность образования на основе  повышения конкурентоспособности образовательных услуг. Поэтому повышение качества – это основной приоритет времени. Подготовка востребованных кадров и реализация научных исследований непосредственно влияют на формирование и развитие человеческого потенциала общества и стабильный рост национальной экономики. В связи с этим, сегодня особенно актуально создание новой архитектуры системы обеспечения качества образования.

Ключевыми участниками системы повышения качества образования являются:  во-первых, сами высшие учебные заведения, во-вторых, аккредитационные органы и, в-третьих, общество. Это взаимодействие, безусловно, будет иметь синергетический эффект, если эффективно объединить усилия трех сторон как  «триаду повышения качества образования». ВУЗы несут ответственность за внутреннюю систему обеспечения качества и повышение конкурентоспособности образовательных программ в рамках реализации трех миссий современных ВУЗов: образование, наука и содействие развитию общества. При этом удовлетворяются высокие потребности общества в востребованных специалистах и происходит ежегодное пополнение рынка труда квалифицированными кадрами. Политика образования в Республике Казахстан направлена на повышение  конкурентоспособности образовательных услуг и основана на взаимодействии с ВУЗами, доступности информации для стейкхолдеров и коллегиальности в принятии решений.

В Казахстане реализованы параметры Болонского процесса как обязательные, так и рекомендательные и факультативные. К примеру, внедрена трехуровневая система образования – бакалавриат-магистратура-PhD и кредиты ECTS, что позволяет расширить возможности академической мобильности студентов и ППС, и повысить качество высшего образования. Сегодня в Республике Казахстан сформирована Национальная система обеспечения качества высшего образования, которая включает различные процедуры контроля и оценки, соответствующие европейским стандартам качества ESG.

Роль международной аккредитации заключается в оценке и признании качества деятельности ВУЗов и образовательных программ в соответствии с международными стандартами аккредитации и гармонизации с национальным законодательством. Аккредитационные агентства обеспечивают внешнюю оценку качества в соответствии с международными стандартами ESG и WFME.

Основными вопросами международной аккредитации являются:

—   мониторинг соответствия ВУЗа международным стандартам качества;

—   совершенствование процесса преподавания и обучения;

—   повышение достижений ВУЗа на основе проведения внешней оценки;

—   устойчивый  рост ВУЗа, направленный на повышение качества образования.

Миссия Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR) заключается в постоянной поддержке и обеспечении качества образования, с целью повышения  конкурентоспособности образовательных услуг на национальном и международном уровне, на основе проводимых мероприятий по внешнему обеспечению качества образования.

Стратегическими целями IAAR являются:

—   развитие системы обеспечения качества с учетом лучшего мирового опыта;

—   информирование общественности о результатах оценки качества;

—   мониторинг национальной системы обеспечения качества образования;

—   проведение рейтинговых исследований.

Агентство с целью обеспечения качества своей деятельности разработало Стратегию развития до 2023 года, сформировало собственную внутреннюю систему обеспечения качества, которая позволяет эффективно улучшать процессы управления. Концепция тематического анализа, разработанная IAAR на пять лет, позволяет ежегодно проводить анализ и оценку деятельности, информировать стейкхолдеров о современных трендах в системе образования. Созданная система обратной связи со стейкхолдерами, на основе ежегодного опроса ВУЗов, экспертов и координаторов позволяет получить своевременную информацию и повысить качество работы IAAR. Это не только улучшает деятельность самого агентства, но и повышает качество проведения процессов аккредитации в ВУЗах, что позитивно отражается на обеспечении качества образовательных услуг.

За 10 лет эффективной работы IAAR достигнуты серьезные результаты по трем основным траекториям. Во-первых, с точки зрения национального аспекта — IAAR включено с 2012 года в Реестр Министерства образования и науки РК. Во-вторых, в международном аспекте — IAAR является полноправным членом ведущих мировых сетей и реестров по обеспечению качества ENQA, EQAR, WFME, APQR. И наконец, в-третьих, IAAR расширило границы деятельности и с 2018 года проводит международную аккредитацию далеко за пределами Казахстана (рисунок 1). IAAR проводит трансграничную международную аккредитацию: в России, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Армении, Азербайджане, Беларуси, Молдове, Румынии, Украине. И поле деятельности IAAR ежегодно расширяется.

Проводя аккредитацию в разных странах, IAAR имеет большой практический опыт и широкие возможности анализировать деятельность ВУЗов, выявлять общие тенденции и их особенности. Это позволяет дать импульс дальнейшего развития, определить ключевые приоритеты и разработать новые подходы для повышения качества образования.

Ежегодно проводя анализ деятельности ВУЗов зарубежных  стран, не всегда к разработке образовательных программ привлекаются стейкхолдеры, а к проведению занятий редко привлекаются практики. Так, в Таджикистане такой показатель составляет всего 6%, Молдове — 9%, в Украине – около 10%. В Казахстане же практика привлечения стейкхолдеров намного шире.

Необходимо отметить, отсутствие проведения мониторинга трудоустройства выпускников в странах, где IAAR проводит трансграничную международную аккредитацию, по сравнению с казахстанскими ВУЗами, которые постоянно отслеживают востребованность выпускников на рынке труда, а также имеют Ассоциации выпускников, которые во многих ВУЗах республики активно работают.

IAAR, проводя институциональную и специализированную (программную) аккредитацию ВУЗов, постоянно проводит анализ на основе обратной связи со стейкхолдерами.  Это позволяет определить пути улучшения деятельности ВУЗов для дальнейшего повышения качества.

Согласно проведенному анализу, 30% рекомендаций экспертов направлены на развитие взаимосвязи с иностранными ВУЗами. Во многих ВУЗах, как отмечают эксперты,  отсутствуют Планы по реализации Стратегии развития ВУЗа, а разработанные Стратегии ВУЗов не всегда учитывают риски и мировые тренды. Также эксперты отмечают низкий уровень публикационной активности (18%) ППС, а 10% рекомендаций экспертов указывают на отсутствие условий для инклюзивного образования.

Что же необходимо для повышения качества образования в ВУЗах Республики Казахстан?

—    расширить общие рамки и инструменты инновационного сотрудничества, обмена знаниями и мобильности ППС и студентов;

—  проектировать совместные образовательные программы и программы двудипломного образования – «точки роста», трансформирующие деятельность ВУЗов;

—   социальное измерение должно занимать центральное место в Стратегиях развития высших учебных заведений;

— внедрить систему риск-менеджмента и обеспечить   жизнеспособность ВУЗов;

— усилить публикационную активность ППС и повысить студентов в научных исследованиях и международных проектах;

— создать необходимые условия для качественного инклюзивного пространства в ВУЗах.

Международная аккредитация IAAR дает конкурентные преимущества, прежде всего, знак качества образования, повышение имиджа, авторитета и статуса ВУЗа, а главное:

— международное признание и узнаваемость;

— интеграция в мировое образовательное пространство;

— выход на глобальный рынок высшего образования;

— сопоставимость и конвертируемость квалификаций;

—  привлекательность для  иностранных абитуриентов и студентов;

— развитие мобильности и интернационализации;

— соответствие международным стандартам качества образования;

— расширение международного сотрудничества с лучшими ВУЗами мира;

— востребованность выпускников на рынке труда и их трудоустройство.

Согласно внесенным изменениям в ЗаконРеспублики Казахстан «Об образовании» в 2018 году, ВУЗы получили академическую свободу, управленческую самостоятельность и гибкость финансирования, что расширяет масштаб деятельности ВУЗов в области повышения качества.

Для дальнейшего развития ВУЗов и повышения качества, необходимосформировать эффективную внутреннюю систему обеспечения качества, совершенствовать образовательные подходы, процессы и форматы, направленные сегодня на обучение «навыков прошлого», и готовить студентов к современной реальности, формируя у обучающихся  «навыки будущего», необходимые для успешного трудоустройства.

Во-первых, развивать в ВУЗах кооперативное образование с менторами и сообществом. Во-вторых, внедрять проектный менеджмент для формирования предпринимательских навыков и компетенций. И в-третьих, для повышения мотивации студентов шире внедрять игрофикацию в образовательный процесс. Сегодня обучение должно сочетать междисциплинарный и надпредметный подходы подготовки специалистов, чтобы сформировать навыки и компетенции, необходимые в будущем.

С целью повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников на рисунке 2 представлена модель внешнего обеспечения качества, ключевыми приоритетами которой являются: внедрение инновационных методов обучения, распространение лучшего международного опыта, использование IT-технологий и виртуальной среды, расширение интернационализации и академической мобильности. Современная модель внешнего обеспечения качества позволяет успешно интегрироваться в мировое образовательное пространство. Модель зависит как от системы внешней оценки качества, так и внутренней политики обеспечения качества,  взаимодействие которых позитивно отразится на дальнейшем развитии высшего образования. Одной из важных составляющих системы внешнего обеспечения качества является международная аккредитация, которая открывает широкие горизонты взаимодействия ВУЗов стран Евразийского региона и является катализатором модернизации системы образования и общества в целом.