Стратегические ориентиры в обеспечении качества образования

ЖУМАГУЛОВА А.Б.,
к.ю.н., Директор НААР

Формирование национальной системы обеспечения качества образования является для Казахстана достаточно новым и приоритетным направлением. В эпоху глобализации образование рассматривается как стратегически важная сфера развития человеческого потенциала. От качества образования зависит формирование интеллекта нации и во многом определяется ее конкурентоспособность и развитие человеческого капитала. В связи с этим, необходимо обеспечить высокое и гарантированное качество
образовательных услуг. Именно поэтому, в Казахстане формированию интернациональных и национальных
систем обеспечений качества образования уделяется первостепенное внимание.
Актуальными вопросами обеспечения качества образования являются распространение лучшей практики в области:
— стратегического планирования, проектирования и мониторинга образовательных программ;
— формирования профессионального сообщества по внешней оценке образовательных услуг;
— обеспечения качества образования в соответствии с европейскими стандартами;
— концептуальных и нормативных подходов к разработке, реализации и мониторингу стратегий организаций образования;
— развития международного сотрудничества и академической мобильности в странах Центральной Азии;

— повышения ответственности организаций образования за качество предоставляемых образовательных
услуг в условиях расширения академической свободы.Казахстанская система обеспечения качества образования вошла в новую стадию развития, где основная роль отводится процедуре международной аккредитации. Международная аккредитация дает реальный механизм достижения уровня мировых образовательных стандартов. В нормативно-правовых актах Республики Казахстан отражено единство и взаимодействие европейского и национального уровней в развитии образования, что является поэтапным продвижением вперед [1].
Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР) полностью удовлетворяет этим требованиям и успешно действует в сфере аккредитации. Достойное признание на европейском и международном уровнях является одной из важнейших стратегических задач агентства.
Стратегия развития Независимого агентства аккредитации и рейтинга (НААР) направлена на повышение качества и конкурентоспособности образования в Казахстане и улучшения системы обеспечения качества
деятельности организаций образования с учетом мировых стандартов [2].
16 декабря 2017 года Независимому агентству аккредитации и рейтинга, признанному многими мировыми
объединениями обеспечения качества образования (ENQA, EQAR, INQAAHE, CHEA, IREG, AQAAIW, CHEA,
CEENQA, APQN), присвоен еще один высокий статус признания Всемирной Федерации Медицинского Образования (ВФМО), что продолжает подтверждать соответствие деятельности НААР высоким международным стандартам.
НААР − первая организация из стран СНГ, получившая признание ВФМО, что также дает право проведения международной аккредитации медицинских организаций и программ.

Всемирная Федерация Медицинского Образования (World Federation of Medical Education) – международная организация, миссия которой заключается в улучшении качества медицинского образования во всем мире через внедрение высоких научных и этических стандартов, включающая в себя 6 Региональных ассоциаций по медицинскому образованию. Международную деятельность по улучшению качества медицинского образования начала с проведения в 1984 году Международной программы модернизации медицинского образования. ВФМО тесно взаимодействует с Всемирной организацией здравоохранения, Всемирной Медицинской Ассоциацией, ЮНЕСКО и профильными агентствами ООН, Ассоциациями медицинского образования и медицинских школ в Европе и другими весомыми организациями разных стран, в число которых в этом году вошло Казахстанское Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР).

Прохождение аккредитации в НААР организациями медицинского образования в соответствии с международными стандартами способствует достижению национальной цели − конкурентоспособности и повышению качества выпускаемых медицинских кадров. В рамках своей компетенции Независимое агентство аккредитации и рейтинга активно работает над дальнейшим совершенствованием национальной системы образования, разрабатывает прозрачные и объективные стандарты и процедуры оценки, которые служат не только для констатации текущей ситуации в организации образования, но и определяют полезные ориентиры для системного развития образовательной политики вузов и колледжей.

При оценке качества НААР исходит из задач прео доления барьеров, сложившихся между казахстанским образованием и мировым образовательным пространством, и осознанно выполняет миссию, заложенную присоединением Казахстана к Болонскому и Туринскому процессам и казахстанским законодательством. В обеспечении качества образования большую роль играют эксперты НААР. На сегодняшний день база экспертов Независимого агентства аккредитации и рейтинга включает более 1500 человек, в том числе зарубежные эксперты, работодатели и студенты. В составе зарубежных экспертов представлены высококвалифицированные специалисты из России, Латвии, Литвы, Польши, Греции, Германии, Нидерландов, Венгрии, Сербии, Турции, Дании, Болгарии, Чехии, Эстонии, США и другие. Это позволяет привлечь все заинтересованные стороны к процессу обеспечения качества образования и использовать международный опыт.

Для обеспечения качества и профессионального поведения внешних экспертов НААР постоянно проводит обучающие семинары. Подготовка и сертификация экспертов осуществляется в соответствии с разработанным Положением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации внешних экспертов НААР. Прошедшие обучение внешние эксперты включаются в базу данных агентства, которая используется при формировании ВЭК. Профессиональное поведение внешних экспертов НААР регулируется комплексом
нормативных документов, где определены нормы этического поведения эксперта и его компетенции в процедурах внешней оценки качества. НААР разработан и утвержден Этический кодекс эксперта [3], который
эксперты подписывают до начала проведения аккредитации. Важными инструментами обеспечения внутреннего качества являются ежегодные опросы организаций образования, которые были аккредитованы Независимым Агентством Аккредитации и Рейтинга и сертифицированных внешних экспертов, способствующие постоянному совершенствованию деятельности международного аккредитационного агентства (НААР).

Совместно с региональными палатами предпринимателей «Атамекен» на регулярной основе НААР про водятся обучающиеся семинары для работодателей. Так, в 2017 году в г. Алматы, НААР совместно с Европейской ассоциацией по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) проведен Международный семинар по профессиональному развитию экспертов НААР, которые получили сертификаты. Также, с целью расширения базы экспертов, НААР провел семинар-тренинг «Подготовка экспертов для институциональной и специализированной аккредитации медицинских организаций образования» на базе Казахстанско-Российского медицинского университета.Организованный НААР международный семинар-тренинг «Аккредитация организаций технического и профессионального образования как фактор обеспечения качества подготовки квалифицированных кадров: международный опыт» в ноябре 2017 года в г. Астана привлек к участию более 150 человек из разных регионов Республики Казахстан, среди которых представители Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), НУ «Национальное агентство по обеспечению качества в профессиональном образовании» (ANACIP, Молдова), Департамент ТиПО МОН РК, НПП «Атамекен», ТОО «Центр сертификации специалистов «Валькнут», НАО «Холдинг «Кәсіпқор», Управления образования г. Астаны, Ассоциации колледжей г. Алматы и многих колледжей Казахстана. В рамках панельной дискуссии и работы секций участники обсудили важность и перспективы проведения аккредитации в организациях ТиПО. Данный семинар позволил обсудить актуальные вопросы в области развития профессионального образования, повышения качества и конкурентоспособности профессиональных кадров в Казахстане, а также расширить горизонты сотрудничества в области подготовки и переподготовки кадров, распространить опыт аккредитованных колледжей. НААР в декабре 2017 года в г. Алматы провел Центрально-Азиатский Форум по обеспечению качества, посвященный актуальным вопросам повышения качества и конкурентоспособности высшего образования в Казахстане с учетом мировых стандартов. В работе форума приняли участие депутаты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представители МОН РК и подведомственных организаций, НПП «Атамекен», казахстанские и зарубежные вузы, международные эксперты в сфере высшего образования и науки, работодатели и студенчество. Участие в форуме приняли более 400 человек, среди которых зарубежные эксперты из 11 стран (Казахстан, Нидерланды, Греция, Польша, Россия, Латвия, Турция, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и представители Европейского Союза). Форум позволил создать международную диалоговую платформу по вопросам обеспечения качества образования и способствовал распространению лучшей практики в области стратегического планирования, проектирования и мониторинга образовательных программ, академической мобильности, развитию сотрудничества между вузами, формированию профессионального сообщества по внешней оценке.

Также особо хочется отметить признание НААР в качестве аккредитационного органа и включение в Национальный реестр Кыргызской Республики, в соответствии с «Порядком признания аккредитационных агентств в области образования» от 6 апреля 2017 года [4]. Включение НААР в Реестр Министерства образования и науки Кыргызской Республики является показателем устойчивого развития агентства с его значительной нормативной и методологической базой, профессиональным составом экспертного сообщества и направленностью на продвижение культуры качества в странах Центральной Азии.
Данное признание открывает новые горизонты сотрудничества по проведению процедур аккредитации высших учебных заведении и образовательных программ Кыргызстана в качестве международного трансграничного аккредитационного органа. В целях подготовки экспертов для оценки качества высших учебных заведении и образовательных программ Кыргызстана, НААР провел обучающие семинары в городах Бишкек и Ош для преподавателей и административно-управленческого персонала организаций образования. Проведенные НААР семинары для представителей вузов позволили создать базу экспертов для дальнейшей аккредитации в Кыргыстане.

Таким образом, стратегические ориентиры Независимого агентства аккредитации и рейтинга в обеспечении качества образования направлены на развитие аккредитации не только в рамках Республики Казахстан, но и за ее пределами. Благодаря такому подходу НААР вносит свой вклад в развитие казахстанской системы образования, что соответствует реализации основных принципов Болонского процесса, а сформировавшаяся система аккредитации выступает эффективным механизмом обеспечения качества и укрепления репутации образовательных организаций, доверия общества и работодателей.